|
АгроПанорама
Советы о
запретах Юрий
Крот (©
UAPP)
20.07.2000
Запреты и
ограничения на движение зерна вот уже
который год сопровождают жатву с
завидным постоянством. Возможно, что и
этот год не станет исключением.
Официальные лица уже не раз
признавали подобные запреты и
ограничения противоречащими
действующему законодательству (последнее
заявление по этому поводу сделал
премьер Виктор Ющенко 6 июля на
встрече с предпринимателями и
инвесторами агропромышленного
комплекса). Тем не менее, основания для
опасений есть. 14 июля на брифинге для
журналистов в агентстве "Интерфакс-Украина"
министр аграрной политики Иван
Кириленко заявил следующее : "До
момента завершения сбора урожая мы
рекомендовали воздержаться как от
движения зерна в пределах Украины, так
и от вывоза его за пределы страны".
Более того. министр сообщил, что в
ближайшее время в правительстве будет
создана структура по управлению
долгами сельхозпроизводителей (см.
2.2.), и "речь об экспорте зерна может
идти только после расчетов с этой
структурой".
Правда при этом
министр подчеркнул, что данное
заявление носит рекомендательный
характер и никакими официальными
документами не подкрепляется. Однако,
по словам самого Ивана Кириленко,
такая рекомендация была дана им
областным руководителям АПК на
селекторном совещании 13 июля. А
каждому известно, что даже в условиях
реформированного АПК рекомендация
министра вполне может быть воспринята
как непосредственное указание - со
всеми вытекающими отсюда
последствиями.
Иван Кириленко
аргументировал свою рекомендацию,
ссылаясь на ученых-аграриев. Мол, по их
мнению, необходимо, чтобы после урожая
зерно некоторое время "полежало"
- тогда повышается его классность, а,
следовательно, и цена. Да и помимо
этого цена на зерно в период после
жатвы будет расти. Так что селянам, по
словам министра, очень выгодно
продавать зерно как можно позже, и
именно в этом заключается основная
мотивация министерских рекомендаций:
"Мы хотим, чтобы впервые за много
лет селянам дали реальную цену на
зерно и чтобы прибыль от сезонного
роста цен получил бы не трейдер, а
производитель".
Впрочем аргументы
министра достаточно уязвимы. Что
касается "реальной цены", то она,
как образно выражались в свое время
классики, "есть продукт при полном
непротивлении сторон", о каковом в
случае введения запретов и
ограничений говорить не приходится.
Кроме того, "реальная цена" уже
сложилась сегодня на биржевых торгах (на
Приднепровской товарной бирже
пшеница 3 класса на прошлой неделе
продавалась по 815 грн./т без НДС), и в
пользу ее реальности говорит хотя бы
тот факт, что ГАК "Хлеб Украины"
закупает сегодня зерно в ценовом
диапазоне 800-850 грн./т, - а эта
организация себе в убыток работать не
будет. Достаточно высока даже
залоговая цена - по словам
председателя ГАК "Хлеб Украины"
Ивана Ришняка, во исполнение
президентского указа 832 от 29 июня "О
неотложных мерах по стимулированию
производства и развитии рынка зерна"уже
готовится правительственное
постановление, в котором залоговая
цена на пшеницу 3 класса будет
определена на уровне 500 грн./т (как
сказал Иван Ришняк, здесь учтена
себестоимость, стоимость доставки на
пункт хранения и рентабельность в
пределах 20-40%). Неужели министерство
будет добиваться дальнейшего
повышения?
Что касается
улучшения классности зерна в процессе
его хранения, то это тоже более чем
сомнительный аргумент. Министр
утверждает, что, к примеру, на
предприятии "Агросоюз"
Днепропетровской области условия
хранения столь специфичны, что за
некоторый период времени пшеница 4
класса превращается в пшеницу класса
2. Однако технологически это вряд ли
возможно.
Столь противоречивые
высказывания министра и премьера (о
позиции В. Ющенко было сказано в
первом абзаце) на проблемы зернового
рынка дают вполне весомые основания
говорить о кардинальном несовпадении
взглядов (министр - с одной стороны,
премьер и профильный вице-премьер - с
другой) на проблему зерноторговли. К
чему приведет такое несовпадение,
особенно накануне поездки
правительственной делегации в
Вашингтон (см. 1.2.)? Ведь отказ от
вмешательства административных
структур в процессы перемещения
товаров внутри Украины и за ее пределы
является одним из официальных
обязательств Украины перед МВФ. Ответ
на этот вопрос совершенно очевиден.
|