АгроПанорама

Советы о запретах      Юрий Крот         (© UAPP)

 20.07.2000

Запреты и ограничения на движение зерна вот уже который год сопровождают жатву с завидным постоянством. Возможно, что и этот год не станет исключением. Официальные лица уже не раз признавали подобные запреты и ограничения противоречащими действующему законодательству (последнее заявление по этому поводу сделал премьер Виктор Ющенко 6 июля на встрече с предпринимателями и инвесторами агропромышленного комплекса). Тем не менее, основания для опасений есть. 14 июля на брифинге для журналистов в агентстве "Интерфакс-Украина" министр аграрной политики Иван Кириленко заявил следующее : "До момента завершения сбора урожая мы рекомендовали воздержаться как от движения зерна в пределах Украины, так и от вывоза его за пределы страны". Более того. министр сообщил, что в ближайшее время в правительстве будет создана структура по управлению долгами сельхозпроизводителей (см. 2.2.), и "речь об экспорте зерна может идти только после расчетов с этой структурой".

Правда при этом министр подчеркнул, что данное заявление носит рекомендательный характер и никакими официальными документами не подкрепляется. Однако, по словам самого Ивана Кириленко, такая рекомендация была дана им областным руководителям АПК на селекторном совещании 13 июля. А каждому известно, что даже в условиях реформированного АПК рекомендация министра вполне может быть воспринята как непосредственное указание - со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Иван Кириленко аргументировал свою рекомендацию, ссылаясь на ученых-аграриев. Мол, по их мнению, необходимо, чтобы после урожая зерно некоторое время "полежало" - тогда повышается его классность, а, следовательно, и цена. Да и помимо этого цена на зерно в период после жатвы будет расти. Так что селянам, по словам министра, очень выгодно продавать зерно как можно позже, и именно в этом заключается основная мотивация министерских рекомендаций: "Мы хотим, чтобы впервые за много лет селянам дали реальную цену на зерно и чтобы прибыль от сезонного роста цен получил бы не трейдер, а производитель".

Впрочем аргументы министра достаточно уязвимы. Что касается "реальной цены", то она, как образно выражались в свое время классики, "есть продукт при полном непротивлении сторон", о каковом в случае введения запретов и ограничений говорить не приходится. Кроме того, "реальная цена" уже сложилась сегодня на биржевых торгах (на Приднепровской товарной бирже пшеница 3 класса на прошлой неделе продавалась по 815 грн./т без НДС), и в пользу ее реальности говорит хотя бы тот факт, что ГАК "Хлеб Украины" закупает сегодня зерно в ценовом диапазоне 800-850 грн./т, - а эта организация себе в убыток работать не будет. Достаточно высока даже залоговая цена - по словам председателя ГАК "Хлеб Украины" Ивана Ришняка, во исполнение президентского указа 832 от 29 июня "О неотложных мерах по стимулированию производства и развитии рынка зерна"уже готовится правительственное постановление, в котором залоговая цена на пшеницу 3 класса будет определена на уровне 500 грн./т (как сказал Иван Ришняк, здесь учтена себестоимость, стоимость доставки на пункт хранения и рентабельность в пределах 20-40%). Неужели министерство будет добиваться дальнейшего повышения?

Что касается улучшения классности зерна в процессе его хранения, то это тоже более чем сомнительный аргумент. Министр утверждает, что, к примеру, на предприятии "Агросоюз" Днепропетровской области условия хранения столь специфичны, что за некоторый период времени пшеница 4 класса превращается в пшеницу класса 2. Однако технологически это вряд ли возможно.

Столь противоречивые высказывания министра и премьера (о позиции В. Ющенко было сказано в первом абзаце) на проблемы зернового рынка дают вполне весомые основания говорить о кардинальном несовпадении взглядов (министр - с одной стороны, премьер и профильный вице-премьер - с другой) на проблему зерноторговли. К чему приведет такое несовпадение, особенно накануне поездки правительственной делегации в Вашингтон (см. 1.2.)? Ведь отказ от вмешательства административных структур в процессы перемещения товаров внутри Украины и за ее пределы является одним из официальных обязательств Украины перед МВФ. Ответ на этот вопрос совершенно очевиден.

 

Сайт переехал со старого адреса, где работал с 9 ноября 1999 года

Открыт 2 июня 2000 года, обновление 20.07.2000


Дизайн-студия "Алиса"  © 1999-2000  

Webmasters: Александр Петруша, Елена Шеховцова

 

Hosted by uCoz