Харьковский Аграрный Консультационный Центр

Проект

"Создать развитую информационную инфраструктуру

для координации и развития взаимодействия производителей и потребителей элитных семян и племенной продукции

в северо-восточном регионе Украины"

(2000 – 2004 гг.)


Авторы проекта:

Григорьев Дмитрий Юрьевич, кандидат с./х наук

Шеховцова Елена Юрьевна

Продолжительность реализации - 5 лет,

из них 3 года - с финансовой поддержкой

Объем финансирования: 364 190 грн. или $ 71 408

Период окупаемости: 5 лет с начала реализации


Проект

"Создать развитую информационную инфраструктуру для координации и развития взаимодействия производителей и потребителей элитных семян и племенной продукции в северо-восточном регионе Украины" (2000 – 2004 гг.)

Степень готовности:

  • проведен предварительный информационный поиск,
  • определено положение дел по изучаемому вопросу в Украине,
  • конкретизировано поле деятельности,
  • выделен самый оптимальный участок приложения сил с получением максимального эффекта при реализации проекта.
  • созданы элементы системы, не требующие капиталовложений (газета "Агропанорама").

Краткое обоснование проекта:

Элитное семеноводство и племенное животноводство:

  • Это самые наукоемкие сферы аграрного производства.
  • Это самые динамичные, быстрообновляемые отрасли.
  • Это сферы деятельности, от состояния дел в которых зависит состояние дел в товарном производстве и, соответственно, в сельском хозяйстве.
  • Им присущ основополагающий культурный и социальный аспект независимости государства – создание, сохранение и распространение ценного генетического материала.

ОБОСНОВАНИЕ

В 1998 году по инициативе УААН на базе ведущих научных сельскохозяйственных организаций была создана сеть региональных центров для внедрения научных достижений в практику сельского хозяйства.

Проект представлен на рассмотрение в Министерство АПК Украины, Украинской академии аграрных наук, а также выставлен на конкурс проектов в Интернет.

Анализ состояния животноводства Украины показывает тенденцию снижения абсолютной мясной и молочной продуктивности, объемов производства этих видов продукции, объемов реализации племмолодняка, выхода приплода и численности животных по всем видам сельскохозяйственных животных, кроме свиней.

Так, производство молока в 1998 г. в сравнении с 1991 г. сократилось в 1,7 раза и стало в 1,9 раза ниже (на 60%) рационального уровня и ниже критического на 57%, потребность населения по Украине была удовлетворена на 55,4%, спад производства в 1997 г. в сравнении с 1990 г составил 44,1%, в 18 из 25 областей производство молока стало ниже критического уровня в среднем на 10% в сравнении с таковым в 1990 году, объем реализации с 1991 по 1997 г. снизился в 4,4 раза. В 1998 г. уровень убыточности производства молока составил 42,8% по Украине в целом.

Производство мяса в 1998 г. в сравнении с 1991 г. сократилось в 2,9 раза и стало ниже в 2,9 раз (на 66%) рационального уровня и на 60% ниже критического. Сокращение поголовья в государственном секторе с 1997 по 1998 гг. по крупному рогатому скоту - 13,2 %, овцам и козам - 32,3%. Рост поголовья в размере 6,2 % за этот период наблюдался только по свиньям. Реализация на мясо животных и птицы по госсектору в 1998 г в сравнении с 1997 г. снизилась на 26,9 %. Спад производства в 1997 г. в сравнении с 1990 г. составил 57,7%, что на 45,8% ниже критического уровня, уровень убыточности в 1997 г. составил 55,3%. Объемы реализации (в живом весе) КРС с 1991 по 1997 г. уменьшились в 2,7 раза, свиней - в 6,4 раза, птицы - в 1,5 раза.

Производство яиц с 1991 по 1998 г сократилось почти в 2 раза, что на 59% ниже критического уровня, убыточность производства составила 49,4%.

Реализация племенного скота и лошадей хозяйствам Украины за период 1991-1997 г. сократилась: КРС - в 5,6 раза, свиней - в 9,5 раза, овец - в 49,5 раз, лошадей - в 9,1 раза. В 1997 году уже не было племимпорта из других государств.

Следует также отметить сокращение капитальных вложений в сх с 1995 по 1997 г. на 37,8%, а с 1991 по 1997 на 1 га угодий они сократились в 14,5 раза, в то время как прямые иностранные инвестиции в сх Украины в 1997 г. составили всего 2,2%.

Такому положению способствует несовершенство законодательной базы Украины по регулированию рыночных товароценовых отношений. Одним из механизмов, регулирующих право- и товароотношения между производителями, перерабочиками и потребителями сельскохозяйственной продукции, есть доступ к открытым источникам информации и аналитическим материалам по ценам, состоянию рынка, объемам производства сырья и т.д.

Проведенный нами анализ доступности такого рода информации для сельского товаропроизводителя по Харьковской и Днепропетровской областям показал, что основную информацию производитель черпает:

  1. органы управления;
  2. рекламных изданий и объявлений ;
  3. выставки;
  4. по личным связям.

В Интернет, где нами исследованы возможные источники информации о ценах и ценовых тенденциях, такая информация имеет место: в России - в большинстве случаев бесплатно, а на Украине такие источники являются в подавляющем большинстве платными.

Приходится также учитывать тот факт, что зарегулированная и устаревшая система первичной отчетности с.-х. предприятий приводит к искажениям отчетности, что, в свою очередь, сказывается на статистической информации.

Дабы избежать такого рода перекосов во взаимоотношениях, во всем мире предоставление информационных услуг сельским товаропроизводителям находит финансовую поддержку со стороны государства. Ведь только такая политика приводит к появлению здоровой конкуренции и снижению цен, активации товарооборота, к стимулированию появления новых товаров и услуг, таких, как консультации по внедрению новых методов хозяйствования, выращивания и переработки.

На основании анализа ситуации мы столкнулись с такими явлениями:

  1. Недостаточное изучение спроса на наукоемкую аграрную продукцию. Недостаточное изучение спроса на наукоемкую аграрную продукцию. Такая информация даст возможность направить усилия ученых и, соответственно, бюджетные средства на разработку и внедрение именно тех научных проектов, которые способны в кратчайшие сроки дать экономический эффект от своего применения, и будут действительно востребованы и положительно восприняты сельскими товаропроизводителями.
  2. Недостаточно развита инфраструктура ценового мониторинга в сфере сельскохозяйственного производства. Недостаточно развита инфраструктура ценового мониторинга в сфере сельскохозяйственного производства. Она частично имеет место в сфере переработки сельхозпродукции и реализации продуктов питания. Однако совершенно отсутствует в открытых источниках информация о наличии, породном составе и ценах на племенной молодняк сельхозживотных, птицы и другую племенную продукцию, такую, как сперма и эмбрионы. Разумеется, эти данные есть у соответствующих организаций, например, у Института аграрной экономики и Института регистрации информации, Министерства сельского хозяйства. Следует также учесть тот факт, что Харьковская область не участвует в проекте TACIS "Система рыночной информации. Мониторинг продовольственного рынка Украины". Такая информация должна постоянно в динамике публиковаться в открытой печати.
  3. Недостаток аналитических материалах по спросу и предложению на генетический материал. Недостаток аналитических материалах по спросу и предложению на генетический материал. Мало источников по рынку мяса и молока на Украине, а по рынку предложения поголовья племенного молодняка и другой племенной продукции информация отсутствует. Задерживаются, нерегулярно издаются или вообще прекращено издание племенных книг, каталогов племенных производителей. В таких условиях невозможно получить объективную информацию и прогнозировать ситуацию, в том числе для научных исследований.
  4. Нет специализированных информационных изданий по реализации селекционной продукции. Нет специализированных информационных изданий по реализации селекционной продукции. В то же время в США, Канаде, странах западной Европы любой мелкий фермер, имеющий стадо 100-150 голов коров, рекламирует свое племядро из 10-15 коров, потомство которых представляет племенную ценность и приносит ему прибыль. Российские источники массовой информации готовы размещать наши рекламные объявления и распространять их большими тиражами, например "Сельхозоптовик", эта услуга минимально платная - 5 руб., или около 0,2 грн, а доступ к информационным базам бирж Украины и другим ресурсам по ценовой информации и динамике движения сельхозпродукции в Украине платный - от 10 до 45 и выше у.д.е. в месяц каждый.
  5. Не издаются информационные материалы о новых разработках, технологиях, породах, сортах, гибридах. Не издаются информационные материалы о новых разработках, технологиях, породах, сортах, гибридах. Недостаточно налажено распространение специализированной информации о новых технологиях, нет региональных постоянно действующих выставок продукции, техники, животных и технологий, а участие в таких выставках, которые устраивают коммерческие структуры - слишком дорого.
  6. Сельскохозяйственные товаропроизводители недостаточно информированы Сельскохозяйственные товаропроизводители недостаточно информированы о существовании научных организаций, где находятся квалифицированные специалисты, которые могут оказать консультационную помощь.
  7. Сложные агро-метеорологические условия для аграрного производства за последние годы Сложные агро-метеорологические условия для аграрного производства за последние годы сказался на ценах на зерновые, на производстве кормов, на поголовье всех видов сельхозживотных. В этом отношении самое опасное - сокращение племенного ядра по всем без исключения видам и породам домашних животных, а редкие и аборигенные породы находятся на грани исчезновения. Ученым-практикам известно, что восстановление поголовья, а тем более, восстановление высокопородного генофонда - это работа не одного десятка лет.
  8. Отсутствие специализированной сертификатной службы для оценки селекционного материала. Отсутствие специализированной сертификатной службы для оценки селекционного материала. В то же время реализация племенной продукции и тиражирование ценных генотипов животных должно проводиться только после всестороннего изучения этих животных на отсутствие возбудителей заболеваний, летальных и сцепленных с болезнями генов. нет сертификатных лабораторий, где в сжатые сроки на современном уровне покупатель может исследовать поголовье и спермопродукцию на такие опасные антропозоонозы, как хламидиоз, лептоспироз, туберкулез, ринотрахеит и др.
  9. Отсутствие системы информации потребителя приводит к использованию товарного молодняка на племенные цели с одной стороны, и сдачу на мясо племенного молодняка, с другой .
  10. Перспектива резкого повышения цен Перспектива резкого повышения цен на племенную продукцию на внутреннем рынке, при отсутствии средств на ее приобретение, приведет к катастрофическому падению уровня селекции и, соответственно, снижению мясной и молочной продуктивности поголовья всех пород с.-х. животных.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задачи:

  1. Изучить спрос на сельхозпродукцию, племенную и сортовую в том числе. Изучить контингент покупателей и сферы их интересов. Для этого создать и поддерживать оперативную БД по спросу и потреблению с.-х. продукции.
  2. Провести мониторинг и анализ цен на продукцию растениеводства и животноводства, источники их формирования в Харьковском и северо-восточном регионе Украины.
  3. Установить связи с производителями сельскохозяйственной, и, в особенности, племенной продукции в изучаемом регионе. Формировать и развивать устойчивые обратные связи сельских товаропроизводителей с аграрной наукой и предприятиями ресурсного обеспечения и агросервиса, коммерческими и финансовыми структурами.
  4. Создать условия для распространения и доступности передовой научной информации для производителей и потребителей продукции с помощью собственного средства массовой информации, другой периодики, масс-медиа и сети Интернет. Организовать бесплатный доступ к своим источникам информации в течение 1 года и широко информировать потребителей об этой услуге. Это заставит другие организации, предоставляющие аналогичные услуги снизить на них цены или отказаться от взымания платы за информационные услуги с сельских товаропроизводителей.
  5. Содействовать сельхозпроизводителям в осуществлении инновационной деятельности, поиску инвесторов и партнеров по созданию новых и развитию имеющихся производств.
  6. Создавать и распространять информацию в научно-популярной форме о услугах сертификации продукции, новых технологиях, племенных животных и методах ведения хозяйства в виде буклетов, рекламных листков, методических рекомендаций, выступлений по радио и телевидению.
  7. Наладить связи с государственными организациями: "Зерно Украины", "Агротехсервис", "Агрохим", "Зооветснаб", “Агропромсистема”, украгропромбиржи, аналогичными организациями, созданными в России по проекту ARIS.

Пути реализации поставленных задач:

  1. Развивать собственное печатное специализированное средство массовой информации (газета “АгроПанорама”, регист. Свидетельство ХК № 645, выданное Комитетом информации Харьковской областной государственной администрации), где будет размещаться рекламная информация для и от сельских товаропроизводителей и переработчиков сельхозпродукции, реклама сопутствующих товаров и рекомендации ученых по правильному ведению хозяйственной деятельности.
  2. Информировать сельхозпроизводителей методом прямой почтовой рассылки о новых технологиях, сортах растений, племенных животных, сперме, эмбрионах, их объемах на реализацию и ценах.
  3. Создать в сети Интеренет собственное представительство - информационный Web-сайт, электронную доску объявлений и телеконференции, где будет размещаться информация аграрного характера и организовать к ним бесплатный доступ. На нем будут размещены проекты для инвестирования и поиска деловых партнеров, научные рекомендаций о перспективных для внедрения разработках, изложенные в популярной форме, предложения по внедрению новых методов хозяйствования, сертификации племенных животных и т.д., для изучения спроса на них, информирования и привлечения покупателей.
  4. Получить доступ к источникам агроинформации, таким, как статистическая информация, информация по мониторингу цен и анализ рынка из Минагропрома, агроинформация в сети Интернет, печатные средства массовой информации, распространяемые по подписке.
  5. Проводить ценовой мониторинг на племпродукцию, такую, как сперма, эмбрионы, племенной молодняк, элитные животные и сорта растений, услуги сертификации, наукоемкие приборы и оборудование.
  6. Проводить социальный мониторинг среди сельского населения и сельских товаропроизводителей, изучая из запросы, уровень восприятия новшеств и степень готовности к внедрению новых отношений и технологий.
  7. Разрабатывать такие качественные формы подачи информации сельскому товропроизводителю, которые будут приемлемы для его восприятия с целью вызвать в нем готовность к сотрудничеству.
  1. Формировать и пополнять банки научно-технической и рыночной информации, прогнозировать рыночную ситуацию по элитному растениеводству и племенной продукции.
  2. Сформировать действующую службу консультантов по вопросам сх-производства, которые могут оказать сельхозпроизводителям квалифицированную помощь при освоении новых технологий, реконструкции старых производств и т.д.
  3. Определить важные для региона сельскохозяйственные производства, где сосредоточен элитный племенной потенциал, и разработать целевые программы их поддержки.
  4. Участвовать в выставках по сельхозтематике и переработке сх-продукции для сбора и распространения информации.

Для реализации проекта необходимо следующее материальное обеспечение:

  1. Компьютерный парк с локальной сетью.
  2. Доступ в Интернет, постоянный IP-адрес, выделенная телефонная линия.
  3. Телефонная связь с выходом на междугороднюю.
  4. Транспорт (легковой автомобиль).
  5. Доступ к источникам статистической, финансовой и производственной информации.
  6. Распространение и доставка собственной информации.

1.КАЛЬКУЛЯЦИЯ

1.1.

Наименование

Область применения

Количество

Сумма

основные фонды на весь период проекта (финансирование в первый год реализации в полном объеме)

Компьютеры

офисный

ведение базы данных по спросу, предложению и ценам

1

офисный

ведения деловой документации

1

сервер

Интернет, концентрации информации и поддержки локальной сети

1

графический

создание рекламной графики

1

графический

верстки газеты и рекламных буклетов

1

офисный

обработки текстовой информации для публикаций в электронном виде и на бумажных носителях, а также для учета финансовых операций

1

ИТОГО

6

31000

Принтеры

струйный

распечатки деловой документации

1

лазерный

вывода оригинал-макета изданий

1

фотопринтер

для выведения в цвете материалов рекламного и информационного характера

1

Итого

3

5000 грн

Сетевое оборудование и связь

Модем

2

2800

Кабель сетевой

200 м

150

Сетевые карты

6

600

Блок бесперебойного питания

1

1542

Факс-аппарат

1

1750

Копир

1

1750

Телефонные аппараты

4

250

Легковой автомобиль

1

21500

Итого по основным фондам

66342

1.2.

Оборотные средства (расчет на 1 год)

Наименование

Расчет

Сумма

Коммунальные услуги и аренда

100 х 2 х 12

2400

Бензин

60 х 8,5 х 1,45 х 12

8874

Техобслуживание автомобиля

400 х 12

4800

Печать и распространение своей газеты

1500 х 12

18000

Междугородняя связь по СНГ

10 часов х 60 мин х 12 мес х 1,3тариф

9360

Почтовые расходы

100 х 12

1200

Интернет (выделенка на 14400):

800 +127 х 12+564 х 12

9092

Хостинг (поддержка и обновление) информационного сайта

250 х 12

3000

Расходы на рекламу в другой периодике

200 х 12

2400

Расходные материалы для принтеров:

- Струйный

70 (тонер) х 2 х 12 + 160 (картридж)

х 3

2160

- Лазерный

300 (картридж) х 3 + 30 (тонер)

х 6

1080

- Фотопринтер

115 (черный) х 2 + 100 (цветной) х 6

830

Бумага и факс-бумага

15 (А4 – 500 листов) х 5 х 12 + 6 (факс) х 2 х 12

1044

Подписка на периодику годовая

100 х 3

300

Подписка на доступ к информационным ресурсам в Интернет

250 х 12

3000

ИТОГО по оборотным

67540

Расходы на зар. плату сотрудников в год

6 человек по 200 грн в месяц

200 х 6 х 12

14400

ИТОГО по оборотным с з/п

81940

Объем финансирования по годам с учетом НДС

По годам

Гривен с учетом НДС

У.д.е. (курс 5,1)

1-й год – основные средства + оборотные

172 996

33 920

2-й год

95 597

18 744

3-й год

95 597

18 744

4-й год

самоокупаемость

5-й год

самоокупаемость

ИТОГО по проекту с учетом НДС

364 190

71 408

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате работы региональной информационной инфраструктуры произойдет оживление конкуренции и снижение цен, активизация товарооборота, организация новых рабочих мест, привлечение людей в сферу сх-производства и переработки продукции, появление новых видов продукции и услуг, повышение общей культуры сельского населения. Последует повышение спроса на высокопородных животных и элитные семена растений, рост культуры производства, увеличение продуктивности и урожайности и, как следствие, увеличение рентабельности производства продуктов животноводства и растениеводства и укрепление позиций украинского товаропроизводителя на внутреннем рынке.

 

Разработка и поддержка Дизайн-студия "Алиса" 1999г ©  Webmasters: Александр Петруша, Елена Шеховцова

 

Hosted by uCoz